Главная » Статьи » 2007 год |
НАУКА И РЕЛИГИЯ: СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ?
«Не думай, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч». Мф., 10, 34.
В.И.Ленин как-то справедливо заметил, что есть материализм умный и есть материализм глупый. К сожалению, сам Ильич исповедовал вторую форму материализма. И, не оставив
потомства, оставил слишком много учеников.
Именно они, его ученики, засучив рукава, и вели семидесятилетнюю войну с
«фидеизмом», уверяя общественность, что бытие
Бога давно опровергнуто наукой? Однако так ли это? Увы, все
обстоит значительно сложнее, нежели представляли себе Ленин и верный его
клеврет Ярославский-Губельман вкупе и влюбе со всем своим «Союзом воинствующих
безбожников» Наука и религия – два принципиально разных способа освоения
человеком мира, которые никогда не пересекутся. И тот факт, что многие
выдающиеся ученые были одновременно верующими людьми – одно из доказательств
тому. Любые попытки «конвергировать» науку и религию или, напротив, сеять рознь между ними могут иметь временный
успех, но совершенно безнадежны в исторической перспективе. Ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога наука
не в состоянии. А без этого, как справедливо заметил Маркс, атеизм «сам является религией» (Маркс К,
Энгельс Ф. Соч,, изд. 2-е,
т. 36, с. 161). Поэтому серьезные
ученые и не занимаются богоборчеством. Богоборчеством
занимаются дилетанты от науки и научной философии. Не подлежит доказательству
бытие Бога и со стороны религии. Что
есть Бог в своей сущности, учат святые отцы, то недоступно не только тварному
человеку, но даже ангелам. В истории,
правда, были попытки доказать бытие Бога. Такую попытку предпринял, в
частности, Фома Аквинский. Однако ничего, кроме конфуза, из этой затеи не
вышло, да и выйти не могло. Наука и
религия действительно противостоят друг другу. Но их принципиальное отличие
состоит отнюдь не в том, что наука
владеет истиной, а религия - сплошное вместилище
заблуждений. Так может думать лишь человек,
не знакомый с методологией науки и
одурманенный антирелигиозной пропагандой. Что касается их реального отличия, то его
можно было бы сформулировать в следующих основных тезисах: 1. Наука и религия различаются прежде всего своим объектом (предметом).
Объектом науки является мир, в котором
мы живем и частью которого являемся. Откуда
он взялся и взялся ли откуда, существует
ли еще какой-то иной мир, отличный от
нашего, - таких вопросов перед наукой не стоит и гипотез по сему поводу она, как
заметил еще Ньютон, не измышляет. Наука
берет его просто как данность, как эмпирический факт. И когда она говорит о
происхождении мира, то разумеет под этим
не мир как таковой, а либо нашу Солнечную систему (Кант, Лаплас). либо «нашу
Вселенную» (Фридман). Объектом религии является Бог. Материальный
мир и человек интересуют религию не сами по себе, а лишь в их отношении к Богу,
т. е. как Его творения. 2. Наука исходит из того, что мир подчинен
в своем существовании и развитии объективным законам, изменить или отменить
которые никому не дано. Задача науки и состоит в том, чтобы исследовать эти
объективные законы. Религия не отрицает
закономерностей материального мира, но ставит их в зависимость от Промысла Божьего. А это
значит, что как эти закономерности были установлены Богом, так Богом они могут
быть и нарушены. Феномен чуда, играющий в религии столь существенную роль, и является тому свидетельством. 3.
Наука одержима гносеологическим оптимизмом, т. е. берет как аксиому, что все в этом мире познаваемо, и речь может идти лишь о том, что уже познано
и что еще не познано. Религия, напротив, утверждает, что Промысел Божий
недоступен человеческому разумению. В отличие от науки, орудием которой является
разум, орудие религии – вера. «Credo, quod absurdum, - говорит Тертуллиан. То есть религиозные истины не переводимы на
язык логики, они – объект веры, но не разума. Выше я уже заметил, что ни доказать, ни
опровергнуть бытие Бога наука не в состоянии. Чтобы мое утверждение не было
воспринято как пустая декларация, обратимся к некоторым приводимым в данном случае аргументам. Аргумент первый: Бога никто не видел. Сущая правда. Вопрос лишь в
том (если мы уж перевели проблему в
парадигму научного способа мышления), почему Его нельзя видеть? Согласно философии материализма, способом,
каким существует материя. а следовательно, и способом, каким она нам дана, являются
ее атрибуты: пространство, время, движение. Иными словами, мы познаем материю
через ее атрибуты, подобно тому, как и вещь познаем через ее свойства. Ни один из атрибутов материи (вопреки тому, что утверждал Аквинат)
Богу не свойственен. Бог есть Абсолютное и как Абсолютное Он
безотносителен к чему бы то ни было, в том числе к движению, пространству,
времени. Наделить Бога пространством означало бы измерить длину, ширину и
высоту Бога, наделить временем – исчислить длительность Его бытия в часах,
годах, веках и тысячелетиях, наделить движением – определить Его крейсерскую
скорость. А это, как очевидно,
богохульство. Таким образом, тот факт,
что Бога никто не видел, доказывает не то, что Бога нет, а то, что Бог
нематериален. И когда Ему потребовалось явиться людям, Он принял облик Сына
Человеческого, наделенного всеми земными
атрибутами. Если ход моей мысли кому-то кажется не убедительным, того я
спрошу: а видел ли он сознание? Не свое – мудрено было бы заглянуть под
собственную черепную коробку, а хотя бы сознание своих знакомых и близких? Увы, сознание тоже «никто не видел». Мне
возразят, что о наличии сознания можно
судить по тем нервно-мозговым процессам, которые совершаются в голове, по речевой деятельности, по поведению, наконец.
То есть, иначе говоря, сознание дано не непосредственно, а опосредованно –
через материальные процессы. Но если так, то у меня следующий вопрос: разве в акте
творения мира и всего сущего в нем Бог не явил себя точно так же, как сознание
являет себя в речевой деятельности человека и в его поведении? Аргумент
второй: Бог творит мир из ничего, а это противоречит закону сохранения энергии. Во-первых, Бог сотворит мир
не из ничего, а словом Божьим. А слово Божье – это не «ничего». Во-вторых,
согласно одной из моделей Вселенной,
основанной на выводах теории относительности, Вселенная пребывала некогда в так
называемом сингулярном состоянии, Затем в результате «Большого взрыва» начала
расширяться и стала тем, чем является сегодня. А что такое сингулярное состояние?
Это некое подобие математической точки. А математическая точка, как известно,
это «идеальный объект». Мне возразят, что этот
так называемый «идеальный объект», коль он «взорвался», обладал
колоссальной энергией. А из чего следует, спрошу я, что слово Божье менее
энергоемко, нежели энергоемкость «сингулярного состояния»? Вот я и
спрашиваю: чем утверждение астрофизики о
происхождении Вселенной из «сингулярного состояния» в результате «Большого
взрыва» доказательнее утверждения Библии о творении мира словом Божьим? Лично я
глубоко убежден, что нынешняя возня с
искусственным воспроизведением «Большого взрыва» (пресловутый большой адронный коллайдер)
– это один из тех сравнительно честных способ изъятия бюджетных
денег (уже вбухано 10 млрд долларов и конца этому не видно), о которых говорил когда-то великий комбинатор. Бед натворить,
они, конечно, могут. Но и только. И потом: даже если эксперимент
увенчается успехом, это ровным счетом
ничего не решит. Речь-то идет о мире в целом, об Универсуме, а не о его
«элементарной частице», каковой является «наша Вселенная». Аргумент третий: Бог сотворил мир за шесть дней, что противоречит здравому смыслу. Согласно той же теории
относительности, которая лежит в основе современной релятивистской физики, время
не абсолютно, а относительно и находится в зависимости от скорости движения
объекта. При движении, приближающемся к скорости движения света в вакууме (300
тыс. км/сек.), время замедляется. Кто может сказать, с какой скоростью
протекало миротворение и какова была длительность этого процесса, если
перевести ее в масштаб наших «временных
часов» – год, век, тысячелетие? Аргумент четвертый: все, о чем говорится в Библии, противоречит
не только данным науки, но и законам мышления. Согласно философии материализма, законы нашего мышления не даны априори. Это те же законы бытия, которые мы познали и,
соответствующим образом преобразовав, превратили в законы нашего мышления. Мы
мыслим по законам мира, в котором живем, адаптированы в этот мир, наша сенсорика сформировалась в условиях этого
мира. Что же удивляться, если они перестают действовать, когда мы сталкиваемся
с иной реальностью, отличной от нашей?
Разве мы не имеем в данном случае прецедентов? Сколько угодно! Например, известно, что кванто-механические процессы
невозможно описать в терминах классической физики. В том же микромире силу имеет геометрия не
Эвклида, а Лобачевского. Теория
относительности покоится на геометрии Римана, альтернативной и геометрии
Евклида, и геометрии Лобачевского. На каком же научном основании и от имени
какой науки и научной философии хотят
законы мышления, сформировавшиеся в
условиях нашего мира, превратить в законы универсальные, обязательные и для
самого Всевышнего? Именно о таких людях Мартин Лютер как-то остроумно заметил,
что они хотели бы волю Бога подчинить этике Аристотеля. Нашлись мудрецы, которые предложили
возложить функции религии на философию, сделав основным ее вопросом вопрос о смысле человеческой жизни. То есть нам предлагают вместе с лермонтовским
героем гадать: «Зачем я жил? Для какой цели я родился»? Это – маниловщина, пустая и бесплодная. Ибо каковы могут быть результаты подобных
размышлений? В научном смысле – нулевые.
Ставить вопрос о том, в чем смысл
человеческой жизни в том аспекте, в каком его предлагают ставить, равносильно тому, что
задаваться вопросом: почему на погруженного в самогон белоруса действует
выталкивающая его сила, равная весу вытесненного им самогона? Наука открывает
законы природы, но она не ставит и не может ставить перед собой нелепого
вопроса, почему мир развивается по этим, а не по другим законам. Когда читаешь
тех же экзистенциалистов, сделавших проблему смысла жизни ключевой, испытываешь
такое состояние, будто в безлунную ночь прогуливаешься по заброшенному кладбищу
– жутко и тоскливо. Или вот еще любитель поразмышлять на эту тему – А.
Шопенгауэр. В доказательство
бессмысленности человеческой жизни он ссылается на авторитетное мнение
мертвецов. «Постучите в гробы и спросите мертвецов, - советует он, - не хотят ли они воскреснуть – и они
отрицательно покачают головой». Если философствование превращается в сеансы
медитации, если во время подобного философствования слышат голоса мертвецов, то
это, как говаривал «вождь мирового пролетариата», «всерьез и надолго». Увы, Шекспир прав: есть
многое на свете, брат Горацио, что и не снилось нашим мудрецам. Прошу понять меня правильно: я не занимаюсь ни доказательством, ни
опровержением бытия Бога. Да и странно было бы, постулировав недоказуемость
Его бытия, тут же приняться доказывать,
что Бог существует. Или наоборот. Я лишь
хочу предостеречь от верхоглядства, апелляции
к здравому смыслу. Ибо здравый смысл –
плохой советчик в подобного рода вопросах.
Попробуйте доказать человеку, не
знающему явление дифракции, что палка, которую вы сунули в воду, прямая, а не искривленная? То-то и оно. А тут не палка, а вещь куда более серьезная. Довелось мне как-то прочесть, что на одной
из антирелигиозных дискуссий, которые были весьма в моде у нас в 20-х годах
минувшего века, выступил А.В.Луначарский.
Речь зашла, как водится, о происхождении человека. Луначарский во всеоружии дарвиновского учения,
естественно, стал доказывать, что
человек произошел от обезьяны. Иерарх церкви, принимавший участие в дискуссии,
уклонился от спора, мотивируя тем, что
каждый человек лучше-де знает свою родословную, а потому он не считает для себя
возможным вступать с уважаемым Анатолием Васильевичем в дискуссию на эту деликатную тему. История
умалчивает, чем завершилась дискуссия. Думаю,
однако, что она поубавила прыти у тех,
кто пытался взять религию с наскока. Какова социальная роль религии? Так
абстрактно ставить вопрос нельзя. Скальпелем можно человека зарезать, но тем же
скальпелем можно его и излечить. Религия
очень часто использовалась и используется сегодня властями в весьма
неблаговидных целях. Это и вызывает резко негативное к ней отношение. В том числе и к Русской Православной Церкви. Нельзя, однако. отождествлять Церковь Христову
с церковной администрацией. Тем более,
что некоторые служители церкви в собственных своих корыстных интересах извращают церковные догматы и каноны. Здесь не
место развивать эту тему. Но чтобы не быть совсем уж голословным, один пример
приведу. От имени Церкви нас уверяют, что любая власть дается Богом – хорошая за наши
добродетели, плохая – за наши прегрешения. Поэтому непокорность властям – не
только государственное преступление, но и грех перед Богом. Позиция удобная,
что и говорить. Удобная и для властей предержащих, и для тех иерархов, которые
предпочитают служению Богу обслуживание властей. Вот только к христианскому
вероучению она не имеет ни малейшего
отношения. О чем говорится послании апостола Павла к римлянам, на которое
в данном случае ссылаются? Цитирую:: «Всякая душа да будет покорна высшим
властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога
установлены» (Рим. 13. 1). Здесь и речи
нет о том, что любая власть от Бога. Речь о другом: о власти как таковой, о власти как феномене
земной жизни. И именно она, т. е. власть как феномен мирской жизни, установлена
(!) Богом. Дело в том, что, согласно христианскому вероучению, Царство Божие и царства земные диаметрально
противоположны. Земные царства основаны на власти, а следовательно, на
принуждении. Но Бог и принуждение – несовместимы. Бог дарует власть, но не
властвует. Поэтому и войти в Царство Божье можно не по принуждению, а только по
своей свободной воле. Отпав от Царства Божьего, дьявол (падший
ангел) обрел власть. Как противовес этой
власти дьявола Бог дарует власть монарху как своему избраннику за земле, а всем людям – свободу воли, т.е. свободу
выбора между Ним и дьяволом. Вознося молитву своему Отцу Небесному, православный
человек просит: «Да будет воля Твоя на
земле, как на небе»». Эту волю Бога на земле через дарованную Богом власть и осуществляет монарх
– Помазанник Божий. При этом власть даруется монарху не как право властвовать над
людьми, а как особая милость служения
людям. Ибо ведь и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но
чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10. 45). Власть
монарха – это не только благодать Божья, но и бремя. Ибо монарх тоже человек. И
как человек он тоже обладает свободой воли. Эта свобода воли, будучи помножена
на дарованную Богом власть, ставит монарха в особое положение. Он ответственен
не только за свою судьбу, но и за судьбу подвластного ему народа. Во что употребит он эту власть – во благо или во
зло? Будет она споспешествовать людям в
их противостоянии с дьяволом или станет служить дьявольским похотям? Организует ли монарх жизнь вверенного ему
народа по Закону Божьему и Божьим Заветам или по наущению дьявола – в его
власти. Но за эту власть ему держать ответ пред Богом. Государственная власть в
ее христианском понимании, таким образом: а) Божественна по своей сути
(даруется Господом); б) соборна по
земному своему воплощению (выражает
коллективную волю церковного народа); в)
монархическая по форме (даруется монарху в акте Миропомазания). Эта христианская идея земной власти и нашла
свое отражение в идеологии Государства Российского: Православие, Cамодержавие, Народность. В послании апостола Павла, таким образом, содержится смысл прямо противоположный тому,
который нам навязывают, а именно: легитимна лишь та власть, что от Бога, т.
е. даруется через Таинство Миропомазания. Потому-то в Святом Писании речь и идет лишь об одной
форме власти - монархической, хотя ко времени прихода в мир Божьего Мессии
человечество знало и иные формы государственного правления. (С их реестром
можно познакомиться хотя бы у Платона или Аристотеля). Можно соглашаться, либо не соглашаться с христианской идеей земной
власти. Недопустимо одно: судить о ней,
не понимая ее сути. Тем более тиражировать от имени Церкви Христовой всякого
рода благоглупости. Недопустимо
христианское смирение перед Богом богохульно переносить на вся и все. Превращать верующего человека из гражданина своей страны и чада Отца
Небесного в безгласного раба государственного и церковного чиновника. Церковь, говорят, вне политики. Это либо
догматическая безграмотность, либо фарисейство.
В сей земной юдоли человек - «животное политическое» (Аристотель). Все
общественные отношения, в которые он вступает (экономические,
этно-национальные, семейно-брачные и т. д. и т. п.) – все они так или иначе
носят политический характер. Иными просто не могут быть. А раз так, то может ли
православный человек быть безразличен к тому, как обустроена его земная жизнь?
Устраниться от политики – не значит ли это отдать мирскую жизнь человека на
откуп дьяволу и его челяди? И не являются ли призывы к верующим держаться
дальше от политики в сущности не чем иным, как призывом к дезертирству от
исполнения не только своего гражданского, но и вероисповедального долга? Разве глумление христианской верой, заветами
Христа, которые мы зрим на экранах телевизоров, эстрадных подмостках, в кино и
на театральных сценах, - разве все это не есть политика в ее химически чистом
виде? Дело доходит уже до того, что даже молитвенное обращение верующего человека к своему Отцу Небесному кое-кто
желал бы сделать предметом судебного разбирательства. И сделают. Само Святое
Писание отредактируют в духе «толерантности» и «общечеловеческих ценностей».
Приведут в соответствие с доктриной «прав человека» и законом об «экстремизме»
и «разжигании». Не только с согласия, но и при прямом содействии иерархов
Церкви. Если церковь вне политики, то почему же
вы, наши аполитичные пастыри, так льнете к власти? Почему молчанием своим
благословляете тот бесовский шабаш, который вот уже 20 лет правят на Русской
Земле слуги преисподней? И не
Предстоятель ли Русской Православной Церкви уподобил упыря Бориса Ельцина -
этого исчадия ада, пропахшего кровью, серой и сивухой, равноапостольному князю
Владимиру? Почему, используя свой «административный ресурс, вопросы христианского вероисповедания вы
решаете не в лоне Церкви, а в залах судебного заседания? Как это случилось с белорусским
ЗАО «Христианская инициатива», которое по навету Белорусского экзархата было
закрыто судом? Вопросами ли веры были
озабочены церковные чиновники? Как могло случиться, что в здании, где ранее располагался магазин
«Православная книга», принадлежащий ЗАО «Христианская
инициатива», ныне разместился магазин
Белорусского экзархата «Дом православной книги»? Не знаю, как назвать это деяние на богословско-каноническом
языке, на языке права оно зовется рейдерством и подлежит судебной оценке. Скандально известный Збигнев Бжезинский, то
ли американец польского происхождения, то ли поляк происхождения американского, прожженный масон и патологический
русофоб, как-то проболтался, что
последним врагом Запада осталось Православие. Масон знает, что говорит и почему
он это говорит. Борьба с Православием
сегодня – это форма борьбы с русской цивилизацией, а экуменизм -
необходимое слагаемое этой борьбы.
Вот я и спрашиваю: пристало ли нам, русским людям, плыть в фарватере этой русофобской политики? Из каких бы то ни было соображений и
побуждений. Даже и в том случае, если бы
все наши иерархи выстроились в очередь
на исповедь и покаяние к Бафомету? Ибо разве что полный идиот может сжечь свой собственный дом только лишь
потому, что в нем завелись крысы. | |
Категория: 2007 год | Добавил: 7777777s (10.11.2012) | |
Просмотров: 427 |