Главная » Статьи » 2010 год |
ФИЛОСОФИЯ НЕ «ДЕВОЧКА ПО ВЫЗОВУ»
В августе 2008 года в Сеуле состоялся
ХХП Всемирный философский конгресс. Проходил
он под девизом «Переосмысливая философию». Россия на нем была
представлена, в частности, директором Института философии РАН академиком А. А.
Гусейновым и первым вице-президентом Российского Философского Общества
профессором А. Н. Чумаковым, которые и выступили с основными, надо
полагать, докладами. Своими
впечатлениями о конгрессе и идеями, которые они на нем развивали, докладчики
поделились на страницах «Экономической и философской газеты». Идеи эти
оказались столь примечательными, что оставить их без внимания было никак
нельзя. Поэтому они и были подвергнуты мной критическому анализу в той же «Экономической и философской газете»,
что вызвало крайне болезненную реакцию со стороны А. Н. Чумакова («ЭФГ», 2009. № 28 – 31)
Разность позиций – дело в науке обычное, поэтому, внеся в нашу полемику
необходимые разъяснения, я посчитал
вопрос исчерпанным. Но буквально на днях
по Интернету была организована
широкая реклама интервью А. Н
Чумакова на все ту же излюбленную им
тему глобализации, сопровождаемая акафистом в
адрес интервьюированного. Это
вынуждает меня, в свою очередь,
возвратиться к его докладу на конгрессе
и ответу на мои критические замечания.
Вообще-то проблема глобализации выходит за
рамки предмета философии. Но поскольку она попала нынче в эпицентр политических
дискуссий, а неотвратимость глобализации и ее благостные последствия для человечества
настырно вдалбливаются в голову общественности,
есть смысл посмотреть на нее глазами философа. Ведя речь о доктрине глобализации,
необходимо прежде всего четко
определиться с самим этим понятием. Таково элементарное требование логики.
Моя претензия к докладу
А.Н.Чумакова и состояла прежде всего в том, что он берет глобализацию
просто как непреложный факт. Ему даже в голову не приходит, как того требует
философская методология, поставить
вопрос: является ли глобализация в том виде, в каком она протекает сегодня,
объективной закономерностью или это результат определенной политики? Ведь
объективность исторического процесса не означает его фатальной
предопределенности, исключающей роль
«субъективного фактора». Не надо
смешивать разные категории -причинность и необходимость. Если под глобализацией понимать процесс
консолидации мирового сообщества, детерминируемый научно-техническим прогрессом
и усложнением системы общественных взаимосвязей – экономических, политических,
духовных, - то следует признать, что глобализация – это
магистральный путь, по которому человечество идет на протяжении всей своей
истории. В этом смысле идея глобализации ничего нового в себе не содержит. Все дело в том, однако, что
ее адепты вкладывают в понятие
глобализации иное содержание. Если отбросить «ветошь маскарада», то суть их трактовки
можно выразить одним словом:
унификация. Унификация во всем – экономике, политике, культуре. В этом своем
содержании идея глобализации не только антинаучна, т. е. противоречит
объективным законам бытия - природного и социального, но и глубоко
реакционна. Природа не терпит не только
пустоты, она не терпит и единообразия.
Путь унификации человечества – это путь его деградации, путь,
ведущий цивилизацию в небытие. А.Н. Чумаков, написавший на тему глобализации
две диссертации и десятки работ, в том
числе монографических, с похвальной
откровенностью называет источник своего
творческого вдохновения – «Римский клуб». И с полным основанием называет, ибо
идея глобализации в ее нынешней интерпретации родилась в недрах именно
этого «клуба». Что же это за «клуб»
и кто его завсегдатаи? Создан он
кланом Рокфеллеров и им же финансируется. Штаб-квартиру имеет в Беллаго
(Италия) – частном владении тех же Рокфеллеров. Его членами до недавнего
времени были представители «истеблишмента» из 25 стран в количестве порядка 50 человек. Привлекаются и
интеллектуалы той генерации, которая служению истине предпочитает обслуживание
властей. Разумеется, за приличное
вознаграждение. Цель, которая изначально была перед ним поставлена, -
разработка стратегии международного финансово-ростовщического капитала в
условиях глобального кризиса мировой капиталистической системы. В качестве
первого шага на пути реализации этой цели и была измыслена идеологема глобализации, которая призвана была решить две задачи: 1) глобальный кризис,
поразивший капитализм, выдать за кризис
человеческой цивилизации вообще: 2) представить разработанную «клубом»
политическую стратегию, направленную на спасение этой системы,
основанной на диктате финансово-ростовщического капитала, в качестве объективной необходимости,
продиктованной закономерностями
современного мирового развития.
В контексте этих задач и был поднят гвалт вокруг экологического,
энерго-сырьевого, демографического и прочих кризисов. Само собой разумеется,
что истинные причины всех этих кризисов были обойдены самой дальней тропкой. Да, человечество переживает сегодня
глобальный кризис. Но ближайшая задача как раз и заключается в выяснении
причин, которые его породили. Решив ее, мы ответим на другой вопрос: является
ли он, этот кризис необходимостью или это следствие той уродливой
политико-экономической системы, которая утвердилась сегодня в мире. А решив
этот вопрос, разработаем и действенные меры по нормализации положения. Такая
логика, естественно, не устраивает учредителей «Римского клуба» и их подельников по международному разбою.
Они пытаются навязать миру свою «грамматику мышления». Что собой представляет
эта «грамматика», я тезисно изложил в статье
«Кому по душе идея мирового правительства». А.Н. Чумаков в своем докладе (сужу о нем,
разумеется, по тому, как он был изложен
самим автором в «Экономической и
философской газете») с попугайской добросовестностью воспроизводит эту грамматику мифотворцев «Римского клуба». При этом
уличает меня в том, что я «не в
теме». Коль скоро дискуссия приняла
такую тональность, я просил бы уважаемого оппонента: 1)
показать, в чем я неверно изложил (исказил, переврал) позицию «Римского клуба»; 2) доказать, опираясь на источники, знанием
которых он похваляется, что в докладах его членов говорится совсем не то, о чем
толкует дилетант Акулов, возводя на эту почтенную и в высшей степени научную
организацию совершеннейшую напраслину;
3) доказать, что клан Рокфеллеров не имеет к ней никакого отношения и
единственным ее «организатором и вдохновителем» является интеллектуальный
Геракл нашего духовно деградирующего мира А. Печчеи; 4) доказать, что
глобализация в том ее содержании, в каком она представлена в
докладе, является не политической
доктриной, несущей в себе идеологический
смысл, а теоретическим концептом, имеющим научное содержание; 5) назвать хотя
бы одну идею своего доклада, которая не была бы уже до того растиражирована СМИ, зарубежными и
нашенскими. Это позволит выявить и меру
нашей с ним компетентности, и меру нашего с ним профессионализма. Если А.Н.
Чумаков преуспеет в этом, я тут же
отправлюсь в Каноссу. Или, на худой конец, подамся в депутаты. Но, может быть, дело в том, что я неверно понял «сверхзадачу» доклада
самого А. Н. Чумакова? Как я уже говорил, проблема глобализации выходит за рамки моих научных интересов. Протест вызвало другое: что под флагом «переосмысления
философии» предпринимаются попытки,
лишив философию статуса науки, превратить
ее в «девочку по вызову». Именно в этом упражнялись на конгрессе и А. Н. Чумаков, пытаясь освятить авторитетом
философии шкурные интересы мирового финансово-ростовщического кагала, и его
коллега директор Института философии РАН А. А. Гусейнов, пожелавший превратить философию в поставщика
утопий для стола ее величества государственной власти. Предаваться безнаказанно этому занятию
никому не позволено. Если бы не это, наши с А. Н. Чумаковым
пути-дорожки никогда не пересеклись бы: слишком в разных
интеллектуальных и социокультурных пространствах мы с ним обретаемся. Согласно теоретическим выкладкам
стратегов «Римского клуба», причина
поразившего человечество глобального кризиса заключается
не в генетической порочности доминирующей ныне в мире
общественно-экономической системы, а, напротив, в том, что эта система еще
не приняла глобальный характер. Как только мир глобализуется на принципах
(«стандартах») этой системы, все его кровоточащие раны тут же зарубцуются и все хвори снимет как рукой. А. Н. Чумаков именем философии санкционирует этот
вздор: Вынужденный признать, что
глобализация в той форме, в какой она навязывается сегодня человечеству с
помощью авианосцев и кассетных бомб, для
малоимущих слоев населения и слаборазвитых стран ничего хорошего не сулит, он уверяет далее: «Однако дело здесь не в
глобализации как таковой, а в социально-политическом и экономическом устройстве
современного человечества, в его разобщенности и в неравномерном развитии». Что
ж, Россия достаточно преуспела на пути вхождения в ту систему,
осанну которой возглашает А. Н. Чумаков. Плоды этой своей прыти она и
пожинает сегодня. Барабанная трескотня
президента Медведева и премьера Путина об успехах России на пути модернизации
может ввести в заблуждение очень уж наивного и доверчивого человека. Само собой разумеется, что создание
глобальной мировой экономики требует соответствующего политического и
юридического закрепления. Как сказал бы преданный анафеме Маркс, экономическому
базису должна соответствовать присущая ему политическая и юридическая
надстройка. Видимо, памятуя об этом еще с вузовских времен, А. Н. Чумаков пишет, что «человечеству еще
предстоит создать эффективную систему управления мировым хозяйством, на что
трудно рассчитывать, если не идти по пути становления глобального гражданского
общества и глобальной демократии». Ну а там, где есть глобальное гражданское
общество, должны быть и глобальные граждане.
Идея мирового правительства («системы управления мировым хозяйством»)
плавно переходит в идею космополитизма,
которому, по мнению автора,
совершенно незаслуженно придан негативный смысл. И как «гражданин мира» А. Н. Чумаков почитает
своим долгом реабилитировать его.
«Космополитизм, - уверяет он, - вовсе не предполагает отказа от национального,
как приверженность общечеловеческим ценностям не исключает патриотизма. Вопрос
лишь в правильной расстановке акцентов». Жаль, что А. Н. Чумаков привержен сугубо
«философскому осмыслению» проблем и не спускается хоть изредка на грешную
землю. Мадам Ольбрайт просветила бы его, что негоже России в пароксизме дурно
понятого патриотизма пользоваться в одиночку природной кладовой Сибири,
которая, по всей справедливости, должна принадлежать всему человечеству или, по
крайней мере, «цивилизованной» его части. О том, что США законсервировали свои
нефтяные скважины, мадам, разумеется, распространяться не стала бы. Но мэм
Мадлен – всего лишь дама просто приятная. Другая дама, приятная во всех
отношениях, баронесса Маргарет Тэтчер эту же «общечеловеческую ценность»
выразила со свойственной аристократам новой волны галантностью. По ее высококосмополитическому
убеждению, в интересах «мирового сообщества» сократить население России до 30
миллионов человек. Не этим ли и займется «мировое правительство», приходу
которого споспешествует А. Н. Чумаков
на ниве философского служения? Неясно,
правда, попадет ли сам он в число этих 30 миллионов. Попадут ли его дети и внуки, если,
разумеется, успеют родиться. Надавав мне кучу душеспасительных советов,
А. Н. Чумаков разражается в заключение
гневной тирадой на предмет «верности заветам», заменяющей «любовь к мудрости и
стремление к истине». Позволю себе процитировать
человека, в верности заветам которого он меня уличает: «Человека, стремящегося
приспособить науку к такой точке зрения, которая продиктована чуждыми науке,
внешними для нее интересами, - такого человека я называю низким». Приведенные
слова А. Н. Чумаков при желании может отыскать в томе 26 второго издания
сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса.
Заодно информирую А. Н. Чумакова,
что в то время, когда он оглашал
просторы СССР трелями пионерского горна и бил в пионерский барабан, один из
блюстителей арктической чистоты марксизма, окопавшийся в органе ЦК КПСС журнале
«Коммунист», вынес следующий вердикт по поводу одной из моих монографий: «Вся
против Маркса, вся против Ленина». Так что
капуцинада А. Н. Чумакова в мой
адрес, думаю, доставила всем знавшим
меня тогда философам-профессионалам много веселых минут. | |
Категория: 2010 год | Добавил: 7777777s (17.11.2012) | |
Просмотров: 437
| Теги: |