Главная » Статьи » 2010 год |
НАУЧНА ЛИ ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗМА?
Среди множества мифов, импортированных в
СССР в годы горбачевской «перестройки»
самым, пожалуй, зловещим и разрушительным был миф о ненужности или даже
вредности государственной идеологии. Сделано это было с поистине
макиавеллевским коварством. Корабейники «общечеловеческих ценностей» все хорошо
просчитали и учли: и аллергию, которую вызывала у советского народа
разложившаяся компартийная номенклатура, пожаловавшая себя в «ядро политической
системы», и полное неведение гражданами СССР положения с идеологией на
«цивилизованном Западе». Учтя все это, миссионеры-цивилизаторы представили дело
в том свете, что идеология – это явление
сугубо партийное и в качестве таковой несовместима с наукой. Не составляет исключения и идеология
социализма. Социализм Маркса – это, в лучшем случае, красивая утопия, но никак
не наука. Именно подобную точку зрения развивал на последнем Всемирном
философском конгрессе в Сеуле директор
Института философии РАН А.А. Гусейнов. (1).
Так ли это? В самом ли деле идеология несовместима с наукой? И
соответствует ли истине утверждение о сугубо партийном характере
социалистической идеологии? Посмотрим. Начнем с определения самого понятия
«идеология». Необходимость этого диктуется тем, что понятие идеологии
семантически настолько размыто, что пользоваться им в таком виде совершенно
невозможно. Итак, что такое идеология? Человек преобразует мир не только по
законам самого этого мира, но и в соответствии со своими потребностями. А
потому, чтобы его деятельность была эффективной и продуктивной, он должен знать не только
законы мира, в котором живет и частью которого является, но и мир своих
потребностей. Он должен знать, кроме того, в какой мере мир соответствует или,
напротив, не соответствует этим потребностям. Несоответствие внешнего
мира, природного и социального, потребностям
человека и является источником и побудительным мотивом человеческой деятельности.
Идеология и есть система взглядов,
ценностей и ценностных ориентаций, в которой аккумулируются и находят свое
теоретическое выражение фундаментальные, стратегические интересы человеческих
общностей (наций, классов, сословий и т. д. ). Поскольку в идеологии отражаются потребности и интересы социальных
общностей, постольку она содержит возможность апробации на предмет ее истинности, т. е соответствия, либо несоответствия этим потребностям
и интересам. Фундаментальные (а не сиюминутные, конъюнктурные) потребности и интересы, как показывает историческая практика, могут
не только не осознаваться той или иной социальной общностью, но даже принимать
извращенную форму. А это значит, что
идеология подпадает под юрисдикцию науки. Но она подпадает под
юрисдикцию науки и в другом отношении. Человек не может ставить свои условия
ни природе, ни обществу. Его
деятельность по преобразованию природного и социального бытия в соответствии со
своими потребностями будет иметь успех лишь тогда, когда эти потребности не
будут противоречить объективным законам самого бытия. Поэтому идеология должна
не только выражать потребности социальных общностей, но и содержать в себе,
кроме того, возможность их реализации. А это требует соотнесения этих
потребностей с теми конкретно-историческими условиями, в которых пребывает
данная общность. Идеология, таким образом, не будучи сама наукой, может быть
как научной, так и ненаучной.
Чтобы быть научной, идеология должна удовлетворять двум критериям: 1) потребности и интересы социальной общности,
идеологией которой она является, должны быть верно осознаны; 2) должны быть
учтены и иметься в наличии объективные
условия, позволяющие эти потребности и
интересы реализовать. Отсутствие хотя бы одного из этих условий превращает идеологию в утопию. А теперь поставим вопрос:
социализм Маркса – утопия или наука (точнее: научная идеология)? Для того, чтобы вынести объективный вердикт,
необходимо, как очевидно, ответить на
вышеуказанные два вопроса:
1) верно ли осознаны и отражены в идеологии марксизма потребности
и интересы рабочего класса? 2) верно ли
определены в ней те необходимые объективные условия, при которых эти
потребности и интересы могут быть реализованы? По первому вопросу, думаю, распространяться
много нет необходимости. В ценностях социализма
для рабочего класса не нужно
убеждать сегодня даже шахтеров Кузбасса, сыгравших в свое время роковую роль в приходе к
власти Б.Ельцина и его кагала. Нет
необходимости долго распространяться и на ту тему, соответствует ли этим интересам та система экономических и
социально-политических отношений, которая доминирует сегодня в мире. Забастовочное движение, захлестнувшее страны Запада, дает на этот вопрос более чем убедительный
ответ. И если оно не захлестнуло пока Россию, то только лишь потому, что после
проделанных над ними изуверских экспериментов трудящиеся России продолжают пребывать
в состоянии шока и политической прострации. Однако первые звоночки для
российских «реформаторов» и «модернизаторов» уже прозвенели. Пасхальный
колокольный звон не заставит себя долго
ждать. Остается, таким образом, ответить на последний вопрос: является ли
переход человечества к социалистической организации общества исторической
необходимостью и есть ли сегодня для этого все необходимые условия? К нему и
обратимся. Как известно, закономерный характер общественного развития
Маркс связывал с формационным устройством общества и необходимостью смены одной
формации на другую. Поскольку критики Маркса,
в том числе и бывшие «верные ленинцы», как показывает их критическая
практика, имеют о социологической теории Маркса весьма смутное, а зачастую и
извращенное представление, есть, думаю, необходимость тезисно воссоздать хотя бы
ее основные, несущие конструкции. Согласно Марксу, общество в своем
функционировании и развитии подчинено таким же объективным, от воли и сознания
людей независимым законам, как и природа. Нет на земле такой власти, которая
могла бы сказать обществу: ты должно двигаться в эту, а не в ту сторону, как
нет на земле власти, которая могла бы предписать нормы поведения физическим или
химическим процессам. Но между природой и обществом есть одно существенное и
принципиальное различие: историческая (общественная) закономерность реализует
себя только через целесообразную деятельность людей. Деятельность и есть способ
существования общества, способ, каким человек как субъект исторического
процесса творит свою историю. Успех этой деятельности предопределен тем, в
какой мере человек осознает законы мира, в котором он живет, ибо действовать он
может не по своему произволу, а только сообразуя свою деятельность с
объективными законами самого этого мира и в соответствии с ними. В системе человеческой деятельности
доминирующее положение занимает материальная деятельность, в процессе которой
осуществляется своеобразный «обмен веществ» между человеком и природой. Чем
определяется это доминирующее положение материального производства? Ответ
очевиден: будучи природным существом, т. е. являясь частью той же природы,
человек для своей жизнедеятельности нуждается в пище, жилье и иных материальных
условиях, которые составляют необходимую предпосылку его общественного бытия.
Материальное производство в процессе своего развития модифицируется в различные
формы в зависимости от степени овладения человеком законами природы, которая
находит свое материальное воплощение в производительных силах: орудиях
производства, технологиях, развитии самого человека как основной
производительной силы. Эти формы производства Маркс назвал способами
производства. Но человек может
осуществлять свою производственную
деятельность только так или иначе кооперируясь с другими людьми, т. е. вступая
с ними в определенные отношения. Совокупность этих отношений, т. е. отношений,
в которые вступают люди в процессе производства, Маркс назвал производственными
отношениями. Характер этих производственных отношений жестко детерминирован
производительными силами, их характером и уровнем развития. Иными словами,
отношения между производительными силами и производственными отношениями носят
характер закона. Человек не властен устанавливать или менять систему
производственных отношений, исходя из своих субъективных побуждений. «Ни одна
общественная формация, - говорит Маркс, - не погибнет раньше, чем разовьются
все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые,
более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем
созреют материальные условия их существования в недрах старого общества»» (2).
Как бы предвидя возможность рецидива бланкизма на почве научного социализма,
Маркс предупреждает: «…При рассмотрении таких переворотов (т. е. переходов от
одной системы производственных отношений к другой – В. А.) необходимо отличать
материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в
экономических условиях производства от идеологических форм, в которых люди
осознают этот конфликт и борются за его разрешение»» (там же). Иными
словами, переход от одной
общественно-экономической формации к другой должен диктоваться внутренними
условиями самого материального производства, его уровнем и возможностями, а не
людьми, склонными путать законы бытия с
издаваемыми ими декретами и иными юридическими актами. К сожалению, предупреждение Маркса было проигнорировано Лениным. Не был услышан и голос Плеханова, напомнившим
российским большевикам о предупреждении Маркса. Слишком дорогую цену заплатила
Россия за этот волюнтаризм. И это нужно признать, если мы действительно
хотим поставить научный диагноз тому, что с нами произошло. Признать, не
считаясь ни с какими авторитетами, ибо интересы истины дороже любого
авторитета. А интересы дела и того дороже. Значит ли это, что кровь была пролита зря, в чем нас пытаются уверить
сегодня дети, внуки и внучатые племянники вчерашних вершителей Октябрьской социалистической революции, проводников последовавшей за ней политики
«военного коммунизма»? Нет и еще раз нет. Речь идет лишь о страшной цене, которую
пришлось заплатить нашему народу за
строительства социализма. К началу 50-х
годов ценой поистине титанических усилий
и неимоверных жертв основные задачи переходного периода были решены. Перед СССР
(Россией) открывались широкие перспективы социального прогресса. Перспективы
эти были заблокированы приходом к власти Хрущева, мобилизовавшим остатки старой
«ленинской гвардии» и ее отпрысков для
проведения послеревоюционной
политики большевиков с ее экспериментаторством и волюнтаризмом. Согласно Марксу, «между капиталистическим и коммунистическим
обществом лежит целый переходный период революционного превращения первого во
второе. Этому периоду соответствует и
политический переходный период, а государство этого периода может быть
ни чем иным, как революционной диктатурой пролетариата» (там же). Иными
словами, первую фазу коммунизма
(социализм) Маркс и Энгельс
рассматривали как переходный период,
характеризующийся остатками старого, капиталистического и зачатками нового,
коммунистического общества. Ленин и тут «творчески развил марксизм», связав
переходный период не с социализмом как первой фазой коммунизма, а с
периодом, предшествующим этой первой
фазе. Последствия не заставили себя долго ждать: вопреки Марксу, была
упразднена диктатура пролетариата как политическая организация переходного
периода и установлено «общенародное
государство», которое, как и следовало ожидать, тут же превратилось в государство
диктатуры партийной номенклатуры
– коммунистической по форме, буржуазной
по содержанию. В итоге получили горбачевскую «перестройку» и ельцинскую
«революцию с лицом Елены Боннэр». Нет решительно никаких серьезных
оснований говорить о теоретической несостоятельности или «устарелости»
социализма Маркса. Напротив, современный
капитализм, в общем и целом развивается в строгом соответствии с его прогнозом.
Вплоть до положения об относительном и абсолютном обнищании пролетариата. Развертывающийся
на наших глазах его глобальный кризис,
отсроченный в свое время разрушением
СССР, – доказательство тому. Можно только умиляться стенаниями
по тому поводу, что власть бросилась спасать прежде всего банковскую
систему. Да разве могло быть иначе? Ведь
сама суть капитализма и состоит в том,
что он превратил деньги в товар, а потому является паразитическим по самой
своей природе. В господствующей ныне в
мире экономической парадигме финансово-ростовщический капитал,
превратился в демиурга всего и вся. Он полностью подмял под себя труд, мертвой
хваткой держит реальную экономику. Ничего не создавая сам, он присваивает
громадные богатства. Это – солитер, внедрившийся в общественный организм и пожирающий его живую плоть. После
того, как был ликвидирован золотой
стандарт денежной единицы для мирового ростовщичества наступил вообще золотой
век. Это и привело к ситуации, которая сложилась на мировом рынке: он буквально завален
денежной макулатурой. Под этим бумажным Эверестом капитализм и будет в конце концов похоронен. Сегодня уже ясно каждому сколько-нибудь
смыслящему в социальной аналитике человеку:
противоречия, которыми обременено
современное общество не могут быть разрешены в рамках доминирующей ныне
в мире системы общественных отношений.
Поэтому человечество уже сегодня стоит перед жесткой альтернативой: либо
сменить форму своей организации, либо уйти в небытие. В этом смысле идеология
Маркса является идеологией не только
рабочего класса Одновременно она является и идеологией общечеловеческой. Ибо вполне очевидно, что человеческая цивилизация может сохранить себя
только на пути социализма. Иного поистине не дано. | |
Категория: 2010 год | Добавил: 7777777s (17.11.2012) | |
Просмотров: 755
| Теги: |