Главная » Статьи » 2012 год |
Богословско-канонический
анализ или обвинительное заключение?
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… Мф. 23.27
Одним из
последствий 70-летнего богоборчества в России было то, что оно сформировало
генерацию пастырей, которая по складу своего ума, по своему мировосприятию и
мироощущению, по жизненным своим установкам мало чем отличается от партийных
«вождей». Наглядной иллюстрацией тому является богословско-канонический анализ
обращений и писем епископа Диомида к Священноначалию и народу церковному,
представленный Архиерейскому Собору богословской комиссией.
Богословско-каноническим его можно назвать разве что по тематике. Во всем
остальном, по стилистике, по внутренней своей логике и системе аргументации,
это обвинительное заключение прокуратуры или определение суда. Иного от
комиссии, возглавляемой митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, и ожидать
было нельзя. Даже не уровень богословской культуры, а степень своей
воцерковленности сей пастырь явил urbi et orbi, когда, ничтоже сумняшеся,
приравнял православную символику к товарному знаку и на этом основании
предъявил на нее исключительное (эксклюзивное, по новомодной тарабарщине)
право.
Нужны
доказательства сказанному? Что ж, за ними дело не станет. В «Анализе»
говорится: «Рассматриваемые тексты (т.е. обращения и письма Диомида. – В.А.)
демонстрируют крайне низкий уровень богословской подготовки. В них не
содержится указаний на какие-либо новые проблемы церковной или общественной
жизни, не заявлено никаких новых позиций и аргументов по затрагиваемым
вопросам». Что это – фарисейство, ложь во спасение или следствие «крайне
низкого уровня богословской подготовки»? Это с каких же пор критерием уровня
богословской подготовки стала не глубина понимания и восприятия божественных
истин (догматов) и канонических норм церковной жизни, а чуткость носа,
способного улавливать переменчивые потоки мирских ветров, а главное – очередной
чих сильных мира сего? О каких таких «новых проблемах церковной или
общественной жизни» толкует комиссия, постановка которых, по ее просвещенному
мнению, могла бы свидетельствовать о достаточном уровне богословской
подготовки? И потом, в самом ли деле владыка Диомид не ставит никаких проблем,
требующих своего решения? Если так, то как прикажете понимать следующее место
«Анализа»: «В рассматриваемых документах, подписанных епископом Диомидом,
затрагивается ряд вопросов, касающихся отношений Церкви к государству и
политике, межхристианских и межрелигиозных контактов, а также созыва Поместного
Собора»? Вот уж поистине левая рука комиссии не ведала, что писала правая.
Правда, по мнению комиссии, «вопросы, поднятые в «Обращениях» епископа Диомида,
уже получили свое богословское и каноническое разрешение в соответствующих
документах Высшей Церковной Власти». Однако в том-то и дело, что владыка Диомид
не считает эти решения ни «богословскими», ни «каноническими», поскольку, они,
– и еще в большей мере реальная церковная политика, – по его убеждению,
нарушают и догматы, и канонические нормы православной церкви. Комиссия не может
не знать также, что это отнюдь не частное мнение одного епископа Диомида. Зачем
же она лжет, делая вид, что не понимает, о чем идет речь? И как же еще иначе
можно квалифицировать эту ложь, как не данью, которую платит комиссия отцу лжи?
Совместимо ли это с саном иерарха церкви?
Комиссия
утверждает, что решения, о которых идет речь, приняты «Высшей Церковной
Властью». Это либо еще одна ложь, либо свидетельство «крайне низкого уровня
богословской подготовки» членов комиссии. Документы, на которые ссылается
комиссия, были приняты Синодом и Архиерейским Собором, которые не являются
высшей церковной властью. Таковой, согласно догматам православия и каноническим
нормам православной церкви, является Поместный собор. Владыка Диомид потому и
ставит перед Священноначалием вопрос о необходимости созыва Поместного собора,
что только Поместный собор, и только он один, олицетворяет собой всю полноту
церкви, а следовательно, является в силу этого и Высшей церковной властью. Он
один, и только он один, правомочен вынести окончательное решение по всем тем
спорным вопросам, которые вот уже два десятилетия лихорадят церковную жизнь,
являются яблоком раздора и источником нестроений. Знает ли об этом
Священноначалие? Конечно, знает, не может не знать. Но тогда возникает вопрос:
почему оно так упорно противится его созыву? Неужели льстит себя надеждой, что
церковный народ молчаливо согласится с любой его политикой? Не думаю, что среди
наших иерархов есть столь наивные люди. А если так, то напрашивается
единственно возможный вывод: в руководстве церкви есть силы, которые совершенно
сознательно ведут дело к ее расколу. Именно они, а не владыка Диомид и другие
гонимые иерархи. И об этом пора давно сказать. Впрочем, я неточно выразился.
Термин «раскол» применительно к церкви неуместен. Церковь Христова была, есть и
будет единой. Она не может разделиться (расколоться), как земные царства, себе
на погибель. В нее нельзя вступить, как нельзя из нее и выйти, – она не
политическая партия и не профсоюз. Можно либо пребывать в ее лоне, либо отпасть
от нее. Поэтому то, что именуют расколом, на самом деле есть не раскол церкви,
а отпадение от нее. Это принципиально. Понятие «раскол» предполагает, что все по-прежнему
остаются добрыми христианами. Просто в ней восторжествовал горбачевский
«плюрализм» и нужно искать «консенсус». Если же произошло отпадение от церкви,
то люди, отпавшие от нее, более в ней не пребывают, и никакого «консенсуса» с
ними быть не может. Как не может быть его между светом и тьмою, добром и злом,
Богом и сатаной. Эти азбучные истины православного богословия следовало бы
знать нашим экуменистам. Как следовало бы знать и то, что отпасть от церкви
можно, даже будучи формально членом синода и возглавляя какую-нибудь из
церковных комиссий – богословскую или межцерковных связей.
Комиссия
утверждает, что «церковный собор в собственном и строгом смысле – это собор
епископов. Другими словами, исключительным правом голоса при принятии соборных
решений обладают епископы». Следующим взносом в православное богословие будет,
видимо, то, что Церковь Христова – это «в собственном и строгом смысле»
Священноначалие и церковная бюрократия, кучкующаяся в апартаментах Московской
патриархии. Это у кого же позаимствовала комиссия столь новаторское понимание
церковного собора? Не у В.И. Ленина ли, который, разъясняя в одной из своих
работ смысл «диктатуры пролетариата», выстраивал такую логическую цепь:
пролетариат – партия пролетариата как его передовой отряд – вожди партии. Ergo:
диктатура пролетариата – это «в собственном и строгом смысле» есть диктатура
партийных вождей, которые и обладают исключительным правом голоса. Или
источником вдохновения для членов комиссии послужил папа римский? В конце
концов, предстоятель ли церкви выступает носителем всей полноты божественной
истины или епископская олигархия – сути дела это не меняет. Как бы то ни было,
но то, что утверждает комиссия, – ересь. И «церковная традиция», на которую она
ссылается, тут решительно ни при чем. Церковная традиция не может противоречить
церковным канонам. Как не может противоречить и центральному принципу церковной
жизни – принципу соборности, который отнюдь не тождественен принципу
«демократического централизма», как, по-видимому, мыслят себе его «птенцы
гнезда Филарета».
Увы, это не единственная ересь людей,
похваляющихся уровнем своей богословской подготовки. Комиссия утверждает:
«Православие выше любых форм государственного устройства, а монархия – одна из
исторических форм правления, имеющая относительное значение». Прежде всего не
следовало бы ставить себя в смешное положение, нарушая элементарные законы
логики. Сказать, что православие выше любых форм государственного устройства,
равносильно тому, что сказать: квадрат гипотенузы выше корня квадратного из 64.
Нельзя сопоставлять явления не сопоставимые. Грамотно вопрос надо ставить
по-другому: в чем православие усматривает смысл земной власти и как она, эта
власть, может реализовать себя, чтобы соответствовать православной идее власти?
Комиссия считает, что Православие индифферентно по отношению к форме
государственного правления, а потому монархия-де – всего лишь одна из
исторически сложившихся форм. Это не просто безграмотно с богословской точки
зрения, это чудовищно. Позволительно было бы спросить: почему в Святом Писании
говорится лишь об одной форме власти – монархической, хотя ко времени прихода
на землю Божиего Мессии человечество знало и иные формы государственного
устройства? Не потому ли, что ортодоксальное христианство, каковым и является
православие, признает богоданной лишь одну форму власти – монархическую? Такой вывод
очевиден. Он следует хотя бы из того, что только такая власть дается через
таинство миропомазания.
Ссылаются на
апостола Павла, который в послании к римлянам писал: «Всякая душа да будет
покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от
Бога установлены» (Рим. 13. 1). Отсюда якобы следует, что любая власть дается
Богом. Хорошая – за наши добродетели, плохая – за наши прегрешения. Поэтому
непокорность властям – не только государственное преступление, но и грех перед
Богом. Позиция очень удобная и для властей предержащих, и для тех, кто служению
Богу предпочитает обслуживание власти. Вот только к христианству она не имеет
ни малейшего отношения. Апостол Павел вовсе не говорит, что любая власть – от
Бога. Речь у него о другом: о власти как таковой, о власти как феномене земной
жизни. И именно она, т.е. власть как сугубо мирской феномен (Бог дарует власть,
но не властвует), установлена (!) Богом. Таким образом, в словах апостола Павла
содержится смысл, диаметрально противоположный тому, который им придают, а
именно: легитимна лишь та власть, что от Бога.
Отпав от
Царствия Небесного, антихрист обрел власть. Как противовес этой власти
антихриста Бог дарует власть монарху как своему избраннику на земле, а всем
людям – свободу воли, т.е. свободу выбора между ним и дьяволом. Вознося молитву
Отцу своему Небесному, православный человек просит: «Да будет воля Твоя на
земле, как на небе». Эту волю Бога на земле через дарованную Богом власть и
осуществляет монарх – помазанник Божий. Власть монарха, согласно православию, –
это не право властвования над людьми, а милость служения людям, не только
благодать Божия, но и бремя. Ведь монарх тоже человек. И, как человек, он тоже
обладает свободой воли. Эта свобода воли, будучи помножена на дарованную Богом
власть, ставит монарха в особое положение. Он ответственен перед Богом не
только за свою личную судьбу, но и за судьбу подвластного ему народа. Как он
распорядится дарованной Богом властью? Будет ли она споспешествовать людям в их
противостоянии власти дьявола или, напротив, преумножит его власть? Послужит ли
спасению людей или их падению? Организует ли жизнь подвластного народа по
Закону Божиему или по наущению дьявола – в его власти. Но за всё содеянное этой
властью держать ему ответ перед Богом. Государственная власть в ее православном
понимании, таким образом: а) божественна по своей сути (даруется Господом); б)
соборна по своему земному проявлению (воплощает коллективную волю церковного
народа); 3) монархическая по форме (носителем власти является монарх). Это
триединство и нашло свое отражение в идеологии Государства Российского:
Православие, Самодержавие, Народность. Можно как угодно относиться к
ортодоксально-христианской идее власти, но, прежде чем судить о ней вкривь и
вкось, ее необходимо знать.
Пока вопрос о
владыке Диомиде окончательно не решен (а речь идет, по сути, не о личности
владыки, а о проблемах, которые он поднял), Священноначалию следовало бы еще
раз хорошо взвесить возможные последствия той деструктивной позиции, которую
занял в данном случае Архиерейский собор. Отказ в созыве Поместного собора,
нежелание соборно обсуждать и решать насущные вопросы церковной жизни, гонения
на инакомыслящих мы будем рассматривать как узурпацию церковной власти группой
«казачков», внедренных «мировой закулисой» в Церковь Христову с целью
разложения ее изнутри. По методе, которая была использована для разложения КПСС
и развала СССР. Молчать мы не будем, ибо молчанием предается Бог. И
бездействовать тоже не будем, памятуя заповедь Господа, что служение Ему
проявляет себя не на словах, а в деяниях. Никто не должен питать иллюзию, что
церковное стадо – это то же, что и стадо баранов, и как стадо баранов, ведомое
козлом-провокатором, покорно следует на бойню, так и церковное стадо пойдет за
любым пастырем куда угодно. Даже если он поведет пасомых прямой дорогой в
преисподнюю. | |
Категория: 2012 год | Добавил: 7777777s (02.12.2012) | |
Просмотров: 519 |