Главная » Статьи » 2012 год |
ЛЮБОМУДРИЕ ИЛИ MADCHEN FUR ALLES?
(Открытое письмо первому вице-президенту Российского Философского Общества
А.Н. Чумакову)
«Разве не прямая обязанность исследователя истины прямо стремиться
к ней, не оглядываясь ни
вправо, ни влево».
Карл Маркс
В
статье «К вопросу о философии на «грешной Земле» («ЭФГ», 2009, № 28 – 31) Вы
выразили решительное несогласие с моей
оценкой результатов ХХП Всемирного (?)
философского конгресса, надавав мне при сей оказии кучу душеспасительных
советов. Требования академического политеса и интересы истины обязывают меня продолжить
разговор, дабы внести дополнительную ясность
в наши с Вами разногласия. Начну с пустяков, которым Вы, по-моему, уделяете слишком большое внимание. Уличая
меня в незнании порядка подготовки и проведения научных форумов, Вы пишете, что выступали на конгрессе в Сеуле не как «юридическое
лицо», а как «физическое лицо». При этом тонко намекнули, что нынешняя Российская
Федерация - не
«тоталитарная Северная Корея», а государство «суверенной демократии», в котором
каждый ученый «самодостаточен. Вы
напрасно утруждали себя. Все это мне хорошо известно. И все это, по моему
скромному разумению, не меняет существа дела. Ибо суть не в
формальностях. Суть – в
статусе докладчиков. Уж не хотите ли Вы
уверить меня, а заодно и читателей газеты, что Ваш статус первого вице-президента РФО,
равно как и статус А.А.Гусейнова как директора Института философии РАН, не
имели в данном случае никакого значения? Полно, уважаемый Александр Николаевич,
«мы с Вами не ребяты», как говаривал грибоедовский Чацкий. Позвольте
полюбопытствовать, как Вы и Гусейнов были представлены на конгрессе –
просто как Чумаков и Гусейнов или с указанием
ученых и должностных регалий?
Наконец, неужели мудрый наш народ мог
так грубо ошибиться, рекомендуя судить о церковном приходе по его настоятелю?
Может быть, все же моя аналогия с «мистическим
Телом Христовым» была не совсем
безосновательна? Вы совершенно правы, «самодостаточный» мой коллега: я не был участником ни конгресса в Сеуле, ни
других Всемирных (лучше было бы все-таки сказать «международных» - и скромнее, и точнее, наконец, просто
грамотнее) и Российских конгрессов. И не по лености ума. Даже не по причине
отсутствия средств. При желании «спонсоры» и «принимающие стороны» нашлись бы.
В свое время приценивались. И весьма нахраписто. Сделка не состоялась по сугубо банальной причине: у г-на Сороса не хватило собственных средств, а
организовать складчину он в виду
указанных Марксом хронических противоречий
капитализма, в том числе и между «эффективными собственниками», не сумел. Так что дело, повторяю,
не в денежных затруднениях. Просто не охоч я до подобных философических «ток-шоу». Не охоч потому, что коэффициент их полезного
действия вполне сопоставим с КПД паровоза Черепанова. И я – увы! – не одинок в этой своей оценке
- почитайте хотя бы «Российскую
философскую газету». Да и в «ЭФГ» кое-что на сей счет было сказано, например,
профессором В.В.Орловым. Но почему Вы
лишаете меня права судить о них? Где
прописан такой запрет? Неужели в Уставе РФО?
Своими впечатлениями о конгрессе поделился десяток
философов-профессионалов, в том числе директор Института философии РАН и первый
вице-президент РФО. Вправе ли я был
ожидать, что в этих публичных выступлениях
сказано о главном, озвучены (разумеется, только озвучены) если не
все, то хотя бы те принципиально новые научно значимые идеи, которые стали на
конгрессе предметом обсуждения? И если всего этого не оказалось, если
информация участников конгресса о его
итогах оглушила звенящей своей пустотой, то что прикажете думать о
таком конгрессе? Что российские философы не сумели оценить его новаторской сути? Или
что они сознательно скрыли от общественности, в том числе и философской,
его результаты? Не мог я себе позволить такого неуважения к соработникам на
философской ниве, Александр Николаевич,
никак не мог. По Вашему мнению, я сужу о
конгрессе «без должного понимания сути
дела». То есть обвиняете в нарушении
элементарных норм этики ученого. Ввиду тяжести обвинения прошу Вас назвать хотя бы одну идею, прозвучавшую на конгрессе, которая не
была бы уже до того растиражирована СМИ, зарубежными и нашенскими, и я тут же,
посыпав голову пеплом, отправлюсь
в Каноссу. К сожалению, кроме констатации того неоспоримого факта, что я
не присутствовал на всех заседаниях конгресса, пленарных и секционных, других аргументов у Вас не нашлось. Во всяком случае,
Вы их не предъявили. Если следовать
Вашей удивительной логике, то окажется, что и о программе того или иного
правительства, можно судить, лишь присутствуя на его заседаниях. Поскольку ни о каких судьбоносных для мира
идеях, высказанных на конгрессе, я от российских
его участников не услышал, пришлось довольствоваться докладами директора
Института философии РАН и первого вице-президента РФО. Разумеется, в том их
содержании, в каком они были
представлены самими докладчиками на страницах «ЭФГ». В своей статье я,
на мой взгляд, не упустил ни одного положения Вашего доклада, показав, что ничего принципиально нового в
них нет. Но главное – что идеи, развиваемые Вами, весьма сомнительны в теоретическом отношении и
пагубны с политической точки зрения. Вы
почему-то обошли эту, основную, часть моей статьи самой дальней тропкой. Может быть, считаете новаторской идею
необходимости образования «мирового правительства»? Или мысль о непреходящей ценности
космополитизма? Вы
выражаете недовольство моим непочтительным
отношением к «Римскому клубу». Оно более
непочтительно, чем Вы думаете. Почему так
- это я, по-моему, исчерпывающе объяснил. Во избежания всяких кривотолков воспроизведу
еще раз Credo этого
мондиалистского идеологического гадюшника, как оно изложено мной в статье-ответе редакции "ЭФГ” «Кому по душе
идея мирового правительства»: «…Старая, побитая молью и изъеденная мышами
масонская идея «мирового правительства»
обрела у них ( т. е. у завсегдатаев «Римского клуба» - В. А.) форму политической
докрины, имеющей вполне конкретное наполнение. Ее содержание может быть
сведено к нескольким пунктам: 1) человечество на пути прогресса уже достигло
своего апогея, так что есть все основания говорить о «конце истории»; 2)
современные его беды проистекают от неравномерности развития, от того, что
многие страны еще не достигли состояния той счастливой Аркадии, в которой
пребывает «цивилизованное общество»; 3) необходимо унифицировать мир, выстроив
его на принципах (стандартах), лежащих в основе «передовых стран»; 4) эта
стандартизация должна охватывать все сферы
общественной жизни – экономику, политику, культуру: 5) решение этой
задачи требует образования единого «мирового правительства»: 6) «мировое
правительство» - это и орудие преобразований, и конечный их итог, ибо в новых
сложившихся условиях существование наций и национальных государств потеряет
всякий смысл, станет анахронизмом». Покажите, в чем я неверно изложил
(исказил, переврал) позицию «Римского клуба». Докажите, опираясь на источники,
знанием которых Вы похваляетесь, что в докладах его членов
говорится совсем не то, о чем толкует
«дилетант Акулов»»; что оный дилетант
возводит на эту почтенную глубоконаучную
организацию совершеннейшую напраслину; что клан Рокфеллеров не имеет к ней
никакого отношения и единственным ее «организатором и вдохновителем» является
интеллектуальный Геракл нашего духовно деградирующего мира А.Печчеи. Докажите,
что глобализация, ставшая, если не ошибаюсь, темой Ваших и кандидатской, и докторской
диссертаций, является не политической доктриной, несущей в себе идеологический смысл, а теоретическим концептом,
имеющим научное содержание. Пока Вы
этого (уж не обессудьте) не
сделали, а потому вопрос о «дилетантстве»
остается открытым. Вы пишете, что дискуссия по означенным проблемам была бы и
уместна, и весьма полезна. Я всецело
разделяю такую позицию и поэтому предлагаю, если Вы всерьез к тому готовы, публично обсудить вопросы, которые были поставлены мной в той
же статье «Кому по душе идея «мирового правительства»: 1). В чем Вы усматриваете особенности
нынешнего мирового глобального кризиса и каковы, по Вашему мнению, причины. эти
кризисные явления породившие? 2). На каком основании – экономическом,
политическом, духовном – Вы мыслите себе строительство нового миропорядка? 3) Кто и как, на Ваш взгляд, должен
формировать «мировые структуры власти» («мировое правительство») в современных условиях, в условиях этнического
и политического многоцветия мира? Ответы на указанные вопросы сделают наш разговор
если не содержательным, то хотя бы предметным. А заодно выявят и меру нашей с Вами компетентности, и меру нашего с Вами профессионализма. И в заключение. Доктрина глобализации может интересовать меня как политика, но совершенно не «волнует»
как философа. «Волнует» другое – дискредитация философии как науки под флагом ее «переосмысления»,
придание ей статуса «девочки по вызову».
В чем упражнялись, вольно или невольно, на конгрессе и Вы, Александр Николаевич,
пытаясь освятить авторитетом философии шкурные интересы мирового финансово-ростовщического
кагала, и Ваш коллега директор Института
философии РАН академик А.А.Гусейнов, пожелавший превратить философию
из науки в поставщика утопий для стола ее величества государственной власти. Именно это обстоятельство и вынудило взяться за перо. Не будь этого моего «волнения»,
наши с Вами, милейший Александр Николаевич, пути-дорожки никогда не пересеклись
бы – слишком в разных социокультурных и интеллектуальных
«пространствах» мы с Вами обретаемся. Заключая
свою отповедь, Вы разражаетесь гневной тирадой на предмет "верности
заветам”, заменяющей "любовь к мудрости
и стремление к истине”. В связи с этим
хотелось бы напомнить Вам старую
русскую поговорку: в доме висельника не
говорят о веревке. Это первое. Второе: сия капуцинада в мой адрес, думаю, много
веселых минут доставит тем философам-профессионалам, которые знали меня в то
время, когда Вы, Александр Николаевич, трубили в пионерский горн и били в
пионерский барабан. Если же говорить по
существу волнующей Вас проблемы, то позвольте воспроизвести
отношение к ней человека, в верности заветам которого Вы меня обвиняете:
"Человека, стремящегося приспособить науку к такой точке
зрения… которая продиктована чуждыми науке, внешними
для нее интересами, - такого человека я называю "низким” . Приведенные слова
Вы, Александр Николаевич, при желании найдете
в т. 26 второго издания сочинений
К.Маркса и Ф. Энгельса. P. S.Римский клуб. Организован в 1968 году. Первый
руководитель Аурелио Печчеи, член наблюдательного совета компании «Фиат»,
председатель комитета экономической кооперации (структура НАТО). Работа:
Человеческие качества» М., 1985 – с. 312. Изд. «Прогресс2. Д.Медоуз – руков.
Автор. Коллектива «Пределы роста2 91972), Э. Лисло. Цели человечества2 (1978). | |
Категория: 2012 год | Добавил: 7777777s (02.12.2012) | |
Просмотров: 752 |